////
//

Обзор соревнований робототехников: ЮниорПрофи

Сегодня речь пойдёт не просто о соревновании робототехников. А о настоящей программе профессионального развития школьников от 10 до 17 лет.

Наверное, одна из самых сложных задач, которые решают подростки и их родители – это выбор профессии. Согласитесь, это сложный выбор. Как выбрать ту профессию, которая будет востребована, будет нравиться человеку и через 10-15 лет?

Все люди по-разному подходят к решению этой задачи. Кто-то из родителей принимает решение за ребёнка, определяя его будущее. Кто-то идёт к психологу, который специализируется на профориентации подростков. Кто-то отдаёт это решение в руки самому будущему профессионалу. Это легко сделать, если у ребёнка явно выраженные склонности и он или она видят себя только в этой профессии. Но давайте честно признаемся – не все подростки такие.

Есть много детей, которые к тому моменту, когда нужно принимать решение о выборе дальнейшего пути обучения, впадают в ступор. Что делать тогда? Идти учиться «за компанию»? Это плохой выбор.

Лучший выбор – пробовать разные профессии, пока учишься в школе. «Примерять на себя».

Именно такую возможность даёт программа ЮниорПрофи (раньше она называлась JuniorSkills).

ЮниорПрофи – это программа ранней профессиональной подготовки и профориентации школьников от 10 до 17 лет. Эта программа была инициирована в 2014 году Фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело» при поддержке Агентства стратегических инициатив, WorldSkills Russia, Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Цель ЮниорПрофи — создание новых возможностей освоения и применения школьниками перспективных профессиональных компетенций.

ЮниорПрофи – это соревнование в трёх направлениях:

  1. Мастерство.
  2. Корпорация.
  3. ПрофСтарт.

В рамках первого направления «Мастерство» проводятся соревнования школьников в двух возрастных группах 10-13 лет и 14-17 лет по профессиональным компетенциям:

  1. Инженерный дизайн.
  2. Интернет вещей.
  3. Мультимедиакоммуникации: сопровождение работы инженерных команд и проектов.
  4. Мехатроника.
  5. Мобильная робототехника.
  6. Прототипирование.
  7. Промышленный дизайн.
  8. Электроника.
  9. Электротехника.

В каждой компетенции – свои конкурсные задания.

Например, в компетенции «Мехатроника» (возраст 14+) в качестве заданий на 2019 год были:

-сборка, программирование и пуско-наладка мехатронной станции (две станции мехатронного комплекса: первая станция с магазинным модулем должна выдавать детали при нажатии на кнопку «Старт», станция с конвейером должна отсортировать детали по материалу – дерево или металл);

— сборка, программирование и пуско-наладка небольшой производственной линии (автоматическая станция сборки и складирования);

— техническое обслуживание производственной линии (заменить пневматический захват на вакуумный, и наладить работу станции);

— оптимизация производственной линии (необходимо повысить производительность, уменьшив время обработки деталей.).

Нам, конечно, больше всего интересна мобильная робототехника.

Мобильная робототехника включает в себя проектирование, сборку, установку, программирование, управление и обслуживание механических, электрических систем управления мобильными роботами, т.е. имеющими колесные, шагающие или гусеничные шасси с автоматически управляемыми приводами.

Конкурсное задание 2019 года в этой компетенции для участников старше 10 лет — «Робот-ликвидатор». Участникам соревнований нужно было автоматизировать процесс сбора «заражённых» предметов на месте условной техногенной аварии, путем создания автономного робота, способного обнаружить предмет в «зоне заражения», определить степень его «заражения» и переместить его в соответствующий «контейнер» в «зоне сбора».

По условиям, в конструкции робота можно использовать только один программируемый блок управления, входящий в состав робототехнического конструктора (любого производителя), содержащего основные конструктивные элементы из пластмассы. Количество моторов не ограничено. Можно использовать следующие датчики: датчик света / освещённости / цвета (не больше 4), датчик касания (не больше 2), датчик расстояния (не больше 2, допускается использование ИК и/или УЗ датчиков), а также гироскопический датчик / компас (1).

Конкурсное задание для юниоров старше 14 лет — «Робот-фермер». Участникам соревнований нужно было создать робота, способного самостоятельно (автономно) передвигаться, собирая и сортируя урожай во время ночной смены. Затем в течение дневной смены работники фермы будут использовать роботов, непосредственно управляя ими, чтобы собирать и отсортировать оставшийся урожай.

В отличие от младшей категории, здесь нет ограничений на материал, из которого изготовлены детали робототехнического конструктора. Остальные требования – по количеству моторов, типам и количеству датчиков совпадают.

В компетенции «Электроника» в 2019 году участникам нужно было изготовить и запрограммировать прибор «Универсальный контроллер автоматизированной системы водоснабжения».

В рамках второго направления «Корпорация» моделируется производственное объединение, в котором специалисты разных профессиональных компетенций (минимум 4 компетенции по 2 человека в каждой) объединяются для решения реальных производственных заданий.

Одним из таких заданий было создание полнофункционального прототипа автоматического комплекса для перерабатывающих предприятий (очистка, сортировка, загрузка, складирование), оснащённого вычислительными и программными средствами для ведения складского и бухгалтерского учета. В решении этой задачи принимали участие представители таких компетенций, как мехатроника и промышленная робототехника, мобильная робототехника, сетевое и системное администрирование и электроника.

Ещё одно из заданий — разработать и создать беспилотный летательный аппарат для сбора информации о количестве полезных ископаемых, находящихся на шихтовальном складе горнодобывающей кампании. Компетенции участников – прототипирование, инженерный дизайн CAD, электроника и Интернет вещей.

А как вам задание создать робототехническую систему для выявления неисправностей на аварийном участке инженерных коммуникаций с передачей информации о ней и устранением неполадок? Над таким заданием придётся поработать юниорам целых 6 компетенций – прототипирования, инженерного дизайна CAD, электроники, мобильной робототехники, нейротехнологий и Интернета вещей.

В направлении «Корпорация» недостаточно быть профи в своём деле. Здесь нужно уметь работать в команде и решать системные задачи. Это гораздо ближе к реальности, чем «отвлечённые» учебные проекты. Да и решают школьники настоящие, реальные проблемы действующих предприятий.

Третье направление, «ПрофСтарт», проводится по двум номинациям: индивидуальное предпринимательство и коллективное предпринимательство. Цель конкурса «ПрофСтарт» — выявление и поддержка эффективных проектов профессиональной и предпринимательской реализации школьников. Это – конкурс стартапов, в которых реализуются профессиональные компетенции направления «Мастерство».

Кто знает, может, из юниоровского «ПрофСтарта» вырастут наши, российские аналоги «Boston Dynamics»?

Кстати, важно заметить, что ЮниорПрофи – это не только сами соревнования, но и обучение. Академия ЮниорПрофи проводит семинары и курсы в рамках профессиональных компетенций. Занятия проводятся в разных регионах страны на базе активных участников программы ЮниорПрофи.

Как принять участие в этих соревнованиях?

ЮниорПрофи – это целая система чемпионатов. Здесь не только региональные чемпионаты, но и местные. Национальный чемпионат России проводится в марте на фестивале ProFest (RoboFest до 2019 года). Сезон подготовки начинается в июне.

Для того, чтобы принять участие в национальном чемпионате ЮниорПрофи, нужно пройти отбор на региональном чемпионате. Ну, а для того, чтобы попасть на региональный чемпионат, нужно пройти местные чемпионаты.

За информацией по вашему региону лучше обратиться в региональный координационный центр ЮниорПрофи (контакты есть на сайте).