////
//

STEM шагает по планете

На прошлой неделе мы писали о том, что нашей стране отчаянно нужны специалисты в области ИТ и робототехники. И такие люди нужны не только нам.

В странах, которые гораздо ближе к Индустрии 4.0, чем наша страна и мы, данной проблемой также весьма озабочены.

Правительства стран-лидеров в области технического развития давно поняли, что без государственной политики в области школьного образование никакой 4-й технологической революции не видать им, как своих ушей.

Конечно, возникает вопрос: а что они делали? И делают? Каков ответ других стран на этот вызов Индустрии 4.0?

В начале 2000-х годов страны ЕС и США стали искать решение этой проблемы. Кстати, интересно, что традиционно в США было очень и очень так себе с инженерным образованием. То ли дело сейчас – один MIT (Массачусетский Технологический Институт) чего стоит! Но об этом – в следующий раз.

Итак, какое лекарство нашли страны-лидеры? Они разработали подход к обучению, называемый STEM – Science, Technology, Engineering, Mathematics (естественные науки, технологии, инженерное дело, математика). И стали развивать этот подход в системе национального образования, применяя STEM в образовательных программах.

stem

STEM – это не просто более углублённое и раннее изучение научных и технических дисциплин. Это другой подход к обучению. Выделяют 6 базовых принципов, которые отличают STEM-подход от традиционного образования:

  1. Проблемно-ориентированное обучение. Это значит, что главный подход – не изучение отдельных предметов, оторванных друг от друга, а изучение проблемы и комплекса предметов, связанных с ней, во всей сложности межпредметных связей. Пример: дети решают проблему загрязнения планеты пластиком. Это глобальная, сложная проблема, и ученики её изучают системно. Создавая команды, проекты, взаимодействуя между собой и «выкладываясь» по полной. Нет никакого «пришёл, просидел занятие и ушёл».
  2. Тесная связь обучения с реальностью и «местными» проблемами. Здесь акцент делается на двух вещах: проблема должна быть понятна и близка каждому ученику, и результат от её решения должен существенно улучшать жизнь людей. Это важно. Потому что именно так работает мотивация. Ох уж это волшебное слово «мотивация»! Сколько копий сломано учителями и родителями в тщетных попытках заставить, т.е. мотивировать, детей учиться. Вообще процесс обучения – всегда двусторонний. Нельзя заставить ребёнка учиться, если он не хочет. Можно заставить отсидеть урок, что-то написать, сделать на «отвяжись», но нельзя заставить учиться. Принцип связи с реальностью именно в этой местности отчасти снимает проблему мотивации детей.
  3. Развитие школьного сообщества и чувства «принадлежности» к этому сообществу. Это об атмосфере в школе. Трудно представить себе, чтобы дети «раскрывались» и были по-настоящему вовлечены в изучение и работу над сложными проектами, если нет доверия, уважения и чувства собственной значимости в группе.
  4. Развитие карьерных, технологических и жизненных навыков. Здесь интересная деталь: помимо собственно научных и технических знаний, ученикам нужны определённые навыки, чтобы быть эффективными в новых условиях. Что это за навыки?

Эксперт в сфере образования Тони Вагнер определил семь ключевых навыков, которые будут необходимы в будущем:

— критическое мышление и навык решения проблем;

— сетевое взаимодействие и влияние групп людей;

— гибкость и адаптивность;

— инициатива и предпринимательство;

— эффективная устная и письменная коммуникация;

— оценка и анализ информации;

— любопытство и воображение.

И все эти качества развиваются в STEM-обучении. Новому миру не нужны люди-роботы, которые просто выполняют команды начальства. Нужны думающие, активные, творческие и любопытные люди.

  1. Персонализация обучения. Как родители, мы знаем, что дети все – очень разные. И конечно, персональный маршрут обучения гораздо лучше, чем попытки стричь всех «под одну гребёнку».
  2. Связи с внешними сообществами. Мир становится очень тесно взаимосвязанным и взаимодействующим. Благодаря соцсетям любой обычный человек может коммуницировать с транснациональными корпорациями, с властью. И культура такого взаимодействия воспитывается со школьной скамьи.

Для полноты освещения вопроса стоит заметить, что в современных реалиях к STEM добавляют ещё одну букву – «A» — Art (искусство). Получается STEAM-образование.

STEM-подход к обучению стал приоритетом национальной политики в области образования в США, Китае, Германии, Швеции, Японии, Сингапуре, Канаде, Финляндии, Австралии, Великобритании, и т.д.

Во всех этих странах STEM-образование – это инициатива государственного масштаба, с программами и стратегиями развития, с принятыми законами, с финансированием и обучением учителей. Потому что именно STEM (или STEAM) – это подход, помогающий воспитывать специалистов, которые будут создавать Индустрию 4.0. И никто не хочет быть в числе отстающих. В данном случае банальные слова «Дети – наше будущее» обретают новый смысл.

В STEM-образовании есть, конечно, нюансы. Например, понятно, что дети есть разные. Есть дети, которым технические науки даются легко. А есть те, которым эти науки не даются. Как быть с ними? Тоже учить робототехнике и программированию?

Вопрос этот дискуссионный, и не первый год обсуждаемый. И видится, что здесь нет противоречия. Потому что есть базовый уровень, и он нужен всем, даже самому последнему «гуманитарию». А есть продвинутый уровень, на котором изучаются сложные технические проекты и т.п. К этому уровню нужно привлекать детей с выраженными техническими способностями.

Интересно, что STEM-обучение рассматривается не просто как обучение технической направленности, но и как средство создания более справедливого мира с равными возможностями. Существуют отдельные программы, ориентированные на наименее вовлечённые в техническое образование категории детей – девочек, детей из сельской местности и т.д.

Есть два подхода к организации STEM-обучения в масштабах страны. В одних странах STEM-обучение выстраивается в рамках дополнительного образования школьников, а в других – STEM является основой школьной системы образования. Само собой, что при этом дополнительное обучение в виде технических лабораторий, кружков и школ робототехники и программирования тоже развивается. Именно так обстоят дела в США, Финляндии, Австралии, Канаде и Сингапуре.

Конечно, второй вариант построения STEM-образования даёт лучшие результаты, и считается сегодня наиболее перспективным. Вдумайтесь: это ведь система целенаправленного обучения детей, начиная с дошкольного возраста, и заканчивая студентами. Даже в игрушках реализуется STEM-подход.

Есть ли в нашей стране STEM-образование? Конечно. Правда, пока мы идём по первому варианту развития: в стране открываются ЦМИТы и Кванториумы, детские научные центры. Из «школьного» — есть потенциально классный предмет «Технология», но пока во многих школах он бесконечно далёк от 4-й технологической революции. Но подробнее об этом – через неделю.