////
//

Почему критически важно именно сейчас развивать образование в области робототехники и IT-технологий?

Подведём небольшой итог нашим предыдущим статьям.

Мир сейчас находится на этапе начала очередной технологической революции, четвёртой по счёту. И эта революция просто невиданных до сих пор масштабов и сложности. Мир Индустрии 4.0 – удивителен и фантастичен (об этом можно почитать здесь), и он обещает много потрясающих вещей, в их числе – роботы, виртуальная и дополненная реальность, нанотехнологии, материалы с практически сказочными свойствами.

В этом мире всё очень удобно и подстроено под каждого человека персонально. Товары дешевле и качественнее. Транспорт – безопаснее. И он, конечно, в основном – беспилотный. Искусственный интеллект вместе с Big Data, способны очень многое поменять в нашем мире. А если ещё добавить сюда квантовые компьютеры… Многие фантасты себе такого и представить не могли. А мы – мы просто живём в начале этого времени.

Отсюда вывод №1: мир меняется, и эти перемены неизбежны.

Конечно, у всего этого фантастического мира есть и обратная сторона. Кто-то ведь должен все эти удивительные вещи создавать. Кто-то должен придумывать и конструировать роботов, программировать их. Создавать объекты виртуальной реальности. Развивать искусственный интеллект и все остальные технологии.

Т.е. чтобы нам с вами жить в этом прекрасном мире, нам нужны люди. Специалисты в этих самых областях – робототехнике, IT и т.д. Причём эти специалисты должны быть высококвалифицированными, подготовленными с учётом самых последних достижений науки и технологии. И даже этого недостаточно. Потому что это должны быть люди с другим складом ума, с другим типом мышления. Который не воспитывают в современных российских школах. Увы. Нужны люди, мыслящие творчески, умеющие работать в команде, искать информацию, реализовывать проекты. Специалисты, которые не боятся высказывать и защищать своё мнение.

Таких людей должно быть много и естественно — желательно, чтобы они были гражданами России и жили в нашей стране.

Откуда их взять? Есть только один способ. Этих людей нужно воспитать из тех, кто сегодня ещё сидит за партами. Это они – люди будущего. Того самого мира 4.0.

Здесь есть небольшой нюанс. Если наша страна в государственном масштабе не будет заниматься этой задачей – выращиванием таких вот специалистов, мы просто не сможем стать полноценными участниками Индустрии 4.0. А это… очень уязвимое и опасное положение, о чём неоднократно говорил наш президент и представители правительства.

Из этого следует вывод №2: нам крайне необходимы в больших количествах специалисты в области робототехники, ИТ и технологий.

Честно говоря, наша страна сейчас не в лучшем положении. У нас мало роботов в промышленности, мало компаний, которые работают в области робототехники. Даже те компании, которые как бы (по статистике) занимаются робототехникой, на деле – лишь делают 1-2 опытных образца, и на этом останавливаются.

У нас низкая производительность. И – низкие зарплаты, которые сами по себе не стимулируют инновации. Проще нанять рабочих за копейки, чем вкладываться в современное оборудование. Кто-то может сказать, что это такой вот баланс, и всё хорошо. Это не так. Нужно отдавать себе отчёт, что это ненадолго. Ведь другие страны не «дремлют». Они как раз внедряют инновации, и улучшают производство. И через несколько лет может случиться так, что производство даже с дешевой рабочей силой будет невыгодным, когда в соседней стране будет роботизированное производство с высоким качеством и низкой ценой.

Что тогда? Выстраивать заградительные тарифы и закрывать границы? Это невыгодно. Все понимают, что такая политика бьёт по своим же гражданам. Тогда будет разрыв в уровне жизни людей в странах, успешно «вписавшихся» в четвёртую технологическую революцию, и людей в тех странах, которые по каким-то причинам не смогли быть успешными. Одни будут жить хорошо. а другие… В общем, вы поняли.

Это в принципе хорошо известно тем, кто следит за ситуацией. И очень хорошо это знают главы государств и правительств стран, руководители и сотрудники международных экономических организаций.

Для подтверждения правдивости этих выводов достаточно посмотреть на сверхдержавы – Китай и США, на «азиатских тигров» и страны ЕС. Здесь показателен пример Китая. Это феноменальный пример, за которым пристально следят все без исключения крупные игроки на мировой арене.

Китай поставил себе цель – стать крупнейшей технологической державой мира. И он планомерно идёт к своей цели.

Реальность сегодня такова: все развитые страны соревнуются друг с другом, разрабатывая и внедряя разного рода стратегии и программы, инвестируя в развитие перспективных технологий и в образование детей своей страны. Потому что все хотят стать полноправными участниками мира четвёртой промышленной революции.

Знаете ли вы, что сам термин «Индустрия 4.0», который сегодня мы применяем относительно четвёртой технологической революции, — это название Национальной стратегической инициативы правительства Германии, которая была разработана в 2011-2012 годах? Опыт Германии оказался настолько успешным, что «Индустрия 4.0» стало нарицательным. Как ксерокс.

Для правительств государств оставаться в стороне от этих процессов – не то что недальновидно, это преступление против своей страны. Те страны, которые захватят лидерство, обеспечат себе и своим гражданам стабильность и рост, высокий уровень жизни. Страны-аутсайдеры уже никогда не смогут догнать лидеров. Здесь победитель получает всё.

Вывод №3: все страны с более-менее развитой экономикой стремятся к лидерству в перспективных технологиях, в том числе – в робототехнике и ИТ.

Итак, перемены неизбежны, все вокруг давно бегут вперёд, пытаясь прийти как минимум среди первых. А главный, ключевой фактор Индустрии 4.0 – это специалисты, причём в основном – будущие, те самые, которые сейчас ещё учатся в школах. Т.е. развитие, модернизация образования с уклоном в сторону науки и технологий, в особенности – робототехники и ИТ –  есть то, что в конечном счёте, определит успех или провал страны в гонке за лидерство в мире 4-й технологической революции.

И вовсе это никакие не шуточки. Детская робототехника и программирование — это способ вовлечения детей в науку, возможность знакомства с технологиями, стимулирование формирования у них творческого инженерного мышления. Это приоритет №1. Жизненная необходимость как в масштабе страны, так и для самого человека.

Задаётесь вопросом: а что же делается в нашей стране для развития детей в сфере науки и технологий? Спойлер: многое. Подробнее об этом – читайте в следующих статьях.