////
//

Как развивается техническое образование в России?

Что же делает наша страна, чтобы догнать развитые страны? Есть ли в нашей стране STEM-обучение? Как вообще у нас обстоят дела с техническим обучением детей?

Наверное, всё началось в 2010 году с инновационного центра «Сколково». Предполагалось, что это будет своего рода «российская силиконовая долина». Сколково призван помочь в развитии 5 направлений деятельности: информационные технологии, биомедицинские технологии, энергетические технологии, космос и ядерные технологии.

Но одного «Сколково» явно недостаточно для такой огромной страны. Да и рассчитан этот проект на взрослых, а начинать «выращивать» кадры нужно, как минимум, со школьной скамьи.

В 2015 году Владимиром Путиным была подписана стратегическая инициатива «Новая модель дополнительного образования детей». В этой стратегической инициативе было предусмотрено создание детских центров «Кванториум» во всех регионах РФ. Именно в Кванториумах находит своё отражение STEM-подход к обучению, о котором мы писали на прошлой неделе.

Миссия Кванториумов — содействие ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала российской молодежи, внедрение эффективных моделей образования, доступных для тиражирования во всех регионах страны.

Кванториумы реализуют проектный подход к обучению в рамках 13 перспективных направлений (или квантумов):

— Энерджиквантум (энергетика);

— Хайтек (умные технологии);

— Промробоквантум (промышленная робототехника);

— Промдизайнквантум (проектирование объектов массового производства);

— Наноквантум (работа с наноматериалами);

— Космоквантум (различные области космонавтики);

— Геоквантум (геоинформационные технологии);

— Биоквантум (биология);

— Аэроквантум (летательные аппараты);

— Автоквантум (наземный транспорт);

— VR/AR-квантум (виртуальная и дополненная реальность);

— IT-квантум (прикладные информационные технологии);

— DATA-квантум (анализ информации).

Кванториумы – современные научные центры, оборудованные по последнему слову техники. Кто был в любом Кванториуме – поймёт, о чём речь. Там просто космос! Это нереальное чувство, когда ходишь по классам, в которых оборудование – как в научной лаборатории. Это фантастика. Если в вашем городе есть Кванториум, и вы почему-то там ещё не были – обязательно сходите.

Правда, вот сейчас будет ложка дёгтя. Мало Кванториумов, увы. Количество желающих попасть в Кванториум просто колоссальное. Лично моё мнение – не хватит одних Кванториумов. Нужно что-то большее. Хотя Кванториумы – чудо как хороши.

Сейчас в стране действуют 89 Кванториумов в 62 регионах России. В них бесплатно занимаются дети от 10 до 18 лет (в некоторые квантумы дети принимаются с 12 лет – всё-таки оборудование там серьёзное).

Все Кванториумы создаются при поддержке региональных промышленных предприятий, которые не только курируют научную деятельность детей, но и предоставляют возможность учиться на реальных проектах.

К 2024 году планируется, что в каждом городе с населением больше 60 тысяч жителей, будет как минимум один Кванториум.

Вообще изменения, которые сейчас происходят в образовании, происходят в рамках реализации национального проекта «Образование», рассчитанного на 2018-2024 годы. Часть этого проекта – федеральный проект «Успех каждого ребёнка». У этого проекта есть несколько положений, о которых стоит рассказать подробнее.

Предполагается, что в 2024 году порядка 1,75 млн детей пройдут обучение в Кванториумах.

При этом доля детей, «занятых» в дополнительном образовании естественнонаучной и технической направленности должна вырасти с сегодняшних 12-15% до 25%. Т.е. каждый четвёртый ребёнок в стране от 5 до 18 лет должен заниматься наукой и техникой.

Также планируется открытие в стране региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей (10-18 лет). Таких центров должно быть 85 в 2024 году.

Все эти центры дополнительного образования основаны на STEM-подходе к обучению.

Центры действительно классные, но не все дети смогут там учиться. Есть маленькие города, есть деревни. Есть далёкие от Кванториумов районы. И там тоже живут и учатся дети. Помните – концепция STEM – это не просто про учёбу, междисциплинарный и проектный подход. Это ещё и про равные возможности, и про создание более справедливого общества.

Именно поэтому важно, чтобы STEM-подход был и в каждой школе. Понятно, что перекраивать ту систему образования, которая есть сейчас, и быстро превратить её в STEM – невозможно. Но есть один предмет в школьной программе, который как раз может быть трансформирован, подстроен под современные реалии. Это «Технология».

Федеральный проект предполагает, что «Технология» будет обновлена. Концептуально новая «Технология» будет включать в себя:

— исследование материалов и структур,

— методы решения конструкторских и изобретательских задач,

— технологические процессы и системы,

— высокие технологии, моделирование и конструирование,

— проектирование и выполнение проектов.

При этом в учебных планах должно найтись место и для робототехники, и для электроники, для 3D-печати и 3D-моделирования, для инженерной графики и материаловедения, и даже для нанотехнологий.

Из интересного – планируется некая коллаборация школ с промышленными предприятиями и с Кванториумами. Это важный аспект. В нашей стране система образования выстроена «в отрыве» от реальности, и это совсем не способствует её эффективности.

К 2024 году 90% школ должны перейти на такую новую «Технологию».

Не могу не написать ещё об одной ложке дёгтя. Конечно, новая концепция «Технологии» мне лично нравится куда больше. Но мы ведь взрослые люди. Концепция – прекрасна. Но воплощать её в жизнь будут реальные люди, с очень разными личными установками. И вот здесь – есть риски традиционных «перегибов на местах».

Во-первых, учителей нужно переучивать. STEM-подход — это проектная деятельность, командная работа. Это гораздо сложнее, чем сказать детям «делайте так и так». Это умение задавать вопросы, направлять деятельность детей, умение дать свободу и видеть, где она, свобода, должна быть ограничена. Это умение создавать образовательную среду и благоприятный климат в классе. И это очень важно.

Во-вторых, встречается в нашей стране такое загадочное явление: школа закупает классное оборудование (по той же робототехнике), и оно, это оборудование, лежит себе спокойненько на полках, пылится и радует глаз какого-нибудь завхоза. Не только школы в этом замечены. И в детских садах сложные умные конструкторы лежат в недоступных для детей местах (а вдруг сломают! Дети ведь они такие дети). И на предприятиях бывает, что закупленное оборудование где-нибудь пылится.

Первый аспект нашёл своё отражение в федеральном проекте «Успех каждого ребёнка». К 2024 году 70% учителей должны пройти обучение по обновлённым программам, в том числе – по предмету «Технология».

Как видите, в нашей стране сейчас многое делается для того, чтобы дети развивались в научной и технической сфере. И многие вещи – делаются очень хорошо. Достаточно ли этого? Это сложный вопрос. А как вы считаете?