////
//

В каких странах лучшее школьное образование?

В прошлых статьях мы писали о том, что делается в других странах и в нашей стране для того, чтобы дети получали именно те знания и навыки, которые будут востребованы в будущем.

Как же оценить, какие страны «впереди планеты всей», а каким надо бежать со всех ног?

Качество образования (мы пока говорим только о школьном) оценивается международными организациями. Самое авторитетное – исследование PISA (Programme for International Students Assessment) — международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.

Это исследование проводится под патронажем ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) каждые 3 года, начиная с 2000 г. Последнее исследование было проведено в 2018 году, его результаты будут опубликованы в декабре 2019 года.

В исследованиях принимали участие от 32 до 70 стран в разные годы. Россия принимает участие в этом исследовании с самого начала.

Кто в пятёрке лидеров по качеству школьного образования? В разные годы это Япония, Финляндия, Корея, Канада, Новая Зеландия, Китай, Сингапур, и даже Эстония была там замечена.

Вообще PISA оценивает качество образования по нескольким параметрам, основные из них это:

— естественнонаучная грамотность;

— математическая грамотность;

— читательская грамотность.

Сначала – результаты нашей страны. Они в какой-то степени разочаровывают. Мы привыкли считать, что в нашей стране – качественное школьное образование. Однако результаты исследований в рамках PISA говорят о том, что уровень ниже, чем того хотелось бы. Из хорошего – результаты растут, особенно по читательской и математической грамотности. Спойлер: про хорошее будет дальше – читайте статью до конца.

Из плохого: естественнонаучная грамотность у наших школьников довольно низкая. Значит, нам есть что менять в нашей системе образования.

Интересны также результаты ещё двух стран: Германии и, конечно, США.

Германия заслуживает отдельного упоминания, т.к. после первого исследования PISA немцы просто были шокированы низким результатом собственной системы школьного образования: их результат был ниже среднего балла. Это повлекло за собой реформирование системы образования. И сегодня Германия уверенно перепрыгивает средний балл стран-участниц исследования.

Было бы странно не упомянуть США. У них качество образования примерно на среднем уровне, чаще – ниже среднего (особенно это касается математической грамотности). Но вот такого эффекта (шока-осознания-действий), как в Германии, у них не возникло. Думается, это произошло по трём основным причинам. Во-первых, в США очень неоднородная система школьного образования. Есть школы разного уровня, много частных школ. И «причесать» всё это многообразие, наверное, довольно тяжело. Во-вторых, США – центр притяжения многих и многих талантливых студентов из других стран мира – ведь именно в США наибольшее количество лучших вузов мира. Поэтому нет такой «остроты ощущений» от нехватки «собственновыращенных» талантливых школьников. Ну и в-третьих, США начали реформировать свою систему образования гораздо раньше первого исследования PISA.

Ещё одно исследование – TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – позволяет оценить качество математического и естественнонаучного образования учеников 4-х и 8-х классов. Лидеры рейтинга – те же страны, что и в исследовании PISA. Почти.

Обратите внимание: Россия – в пятёрке лидеров среди школьников 4-х классов по естественным наукам.

Да и в математике мы показываем результаты вполне достойные. С чем же связана такая принципиальная разница? Это крайне любопытно.

Эксперты пришли к феноменальному выводу: высокий результат наших четвероклассников по естественным наукам – результат… усилий родителей. Т.е. это результат наших, родительских, вождений на кружки, секции, наших с вами десятков книг и энциклопедий, «Фиксиков» и «Пин Кода». Это во многом наша с вами заслуга. Того, что мы подсовываем своим детям всё, что считаем полезным и развивающим.

Почему это больше родительский результат, чем школьный? По двум причинам. Во-первых, в начальной школе просто не изучают те вопросы, которые были в исследовании TIMSS. Наш, российский «Окружающий мир» на 95% состоит из биологии и географии, и лишь 5% уделено физике. А в заданиях TIMSS порядка 35% — это именно физика и химия. Во-вторых, в наших учебных планах естествознания намного меньше, чем в странах-лидерах — примерно в 2 раза.

Кстати, по этому же исследованию именно российские родители больше всего времени уделяют занятиям со своими детьми.

Теперь давайте посмотрим, какие результаты показывают ученики восьмых классов.

Они хуже, чем у учеников 4-х классов. Причина понятна: родители уже меньше занимаются детьми. И меньше контролируют их учёбу.

Тем не менее, российские результаты TIMSS лучше на порядок, чем результаты PISA. Конечно, возникает вопрос: почему?

Ответ прост. Всё дело в том, что TIMSS и PISA оценивают немного разные вещи. TIMSS основан на чётком предметном подходе, а вот PISA оценивает, насколько успешно ученики применяют свои знания к реальным, жизненным проблемам и ситуациям, выходящим за пределы содержания учебных предметов.

Иными словами, PISA – это STEM-подход к обучению, TIMSS – традиционный.

Из этого небольшого исследования стоит сделать выводы.

Во-первых, российское образование нуждается в переменах. А именно — в переменах в сторону STEM-подхода. Он больше адаптирован к жизни и помогает детям применять знания в реальности.

Во-вторых, школьная программа по естествознанию нуждается в пересмотре в сторону большего объёма физики и химии. Дети в состоянии понимать основы физики и химии, и это крайне важные науки в свете наступающей четвёртой технологической революции.

Мы уже писали, что STEM-подход в России реализуется в рамках Кванториумов. Сам этот проект развивается не так давно, и на приведённые в статье результаты исследования не повлиял, но в конце 2019 года будут опубликованы данные PISA за 2018 год.

Кстати, одна из целей федерального проекта «Образование», рассчитанного до 2024 года, — сделать так, чтобы Россия вошла в топ-10 стран с лучшим школьным образованием. И надо сказать, что для этого сейчас делается многое.